Лионель Месси и его погоня за Кубком мира
В 2006 году он был «ребенком», в 2010 все еще «не имел достаточно опыта», а турнир 2014 года, который казался лучшим шансом на успех, принес Лео только болезненное поражение от вечных соперников.
Так каким же будет наследие Лионеля Месси на Чемпионате мира?
Учитывая ведущие роли Марио Кемпеса в 1978 и, особенно, Диего Марадоны в 1986 в победах аргентинцев на Чемпионате мира, Месси всегда был под повышенным давлением. Некоторые считают, что он просто обязан выиграть Кубок мира.
Вот история Лео на мундиалях, рассказанная теми, кто был рядом с ним в те моменты.
2006
Херардо Салорио сыграл огромную, жизненно важную роль в карьере Месси. Сначала он был членом тренерского штаба Аргентины U-20 на победном Чемпионате мира в 2005, а год спустя работал уже со взрослой сборной в Германии.
«Лео делал разницу. Он был благословен в том, что касалось футбола», – рассказывает Салорио Goal.
Это бросилось в глаза уже в дебютном матче Месси на Чемпионате мира, когда он вышел на 16 минут и забил Сербии. Тогда же 18-летний Месси стал самым молодым игроком в богатой истории Аргентины на чемпионатах мира.
Но тот турнир скорее обернулся горьким опытом, чем сказкой.
«Мог бы Месси предложить ответы на все, как он делает сейчас? Нет-нет, потому что в той команде было всё. В таком возрасте от него не требовалось особого влияния. Но Лео этого не понимал, потому что всегда хотел играть. И мне казалось, что это плохо.
«Месси мог приносить пользу команде 15 или 20 минут, за которые успевал внести сумятицу в ряды соперника,потому что он действительно делал невероятную разницу. Вся штука заключалась в возрасте. Такой уровень нужно поддерживать все 90 минут, и я не думаю, что Лео был тогда на это способен. Для U-20 он был слишком хорош, но на взрослом уровне ему чуть-чуть не хватало. Он должен был играть то количество времени, которое было нужно от него команде. Не думаю, что Лео это понимал».
После игры с Сербией Месси впервые в карьере вышел в основе на матч ЧМ – против Нидерландов. Салорио, который выиграл пять чемпионатов мира U-20 с Аргентиной, помнит свой совет после этого.
«Я сказал Лео: ты создал четыре момента, но не забил. Гол – единственное, что важно а не обвести пятерых. Все равно, пройдешь ты четырех или пятерых игроков или забьешь издалека». Нам приходилось учить Лео каждый день, ведь это был молодой парень, который только привыкал ко взрослому футболу.
Он все еще был мальчиком. «Он очень редко разговаривал в раздевалке. Там были куда более знаковые игроки – такие, как Айяла, Рикельме, Креспо, Камбиассо, которые могли сделать куда больше, чем Лео».
«Он очень мало говорил в раздевалке. Вокруг Месси было много ребят постарше, которые заботились о Лео и опекали его».
Месси знал, как говорить на поле. Когда Лео вышел на шесть минут игры с Мексикой, он забил, но мяч отменили. Салорио настаивает, что сейчас его бы засчитали при помощи видеоповтора.
Но несмотря на свои подвиги, Месси оставался на скамейке, а Аргентина Хосе Пекермана вылетела от Германии в четвертьфинале.
«За 25 минут до окончания матча Пекерман сказал, что Германия может забить только со второго этажа, – объясняет Салорио решение не использовать Месси. – Так что он снял с игры Рикельме и выпустил Камбьяссо, чтобы не давать идти вперед их №4. А потом случилось несколько вещей, которые повлияли на баланс – таких, как травма Аббондансьери. За 12 минут до конца матча Пекерману пришлось принимать решение из разряда тех, на которые есть секунд 10 – он выставил Круса, чтобы иметь нападающего, способного побороться в обеих штрафных.
«За 10 минут до окончания игры немцы сравняли счет и все в итоге закончилось серией пенальти. Нынешние правила позволили бы нам произвести четвертую замену в экстра-тайме и выпустить Месси – тогда результат мог бы быть другим.
«Для меня это было будто мы формировали игрока, и это превратило его в того, кем он является сейчас».
Салорио уверен, что они изменили Месси в то лето. «Нужно понимать, что мы огранили этот талант и дали ему тезнания, которые помогли достичь нынешних высот. Самым полезным был аргентинский концепт «maldad». Месси пришел ко мне с «легким» восприятием футбола, а мы показали ему, что значит играть в футбол в Аргентине».
Салорио рассказывает, что означает «maldad» (в переводе с испанского – «зло»): «Maldad» – очень жестокое понятие. Я считаю, что мой соперник – это коллега, а не враг, но в Аргентине все иначе.
«Здесь футбол – это жизнь, и ты играешь, как и живешь. Если ты в жизни щедрый, то и на поле тоже, а если скупой, то в футболе будешь еще жаднее. Для нас победы – важная часть жизни.
«Месси нужно было это понять. Мы учили его иметь этот голод. Мы знали, что вариантов только два, и они одинаковы: ты умрешь на поле или умрешь на поле. Понять можно, только почувствовав это».
«Спортивный директор «Барселоны» спросил, что мы сделали с Лео, ведь он поменялся. А мы просто дали ему понять,что в Аргентине футбол воспринимается иначе. Тут если ты не выиграешь, тебя убьют. В Испании к этому относятся проще.
«Как с машинами, никто не становится чемпионом Формулы-1 с первой попытки. К этому идут постепенно. И Месси должен был это понять в 2006.
«Мы верили, что на следующем Чемпионате мира Лео будет блистать. Тогда его путь только начинался».
2010
К началу Чемпионата мира в ЮАР Месси уже выиграл первый из пяти своих «Золотых мячей», а ожидания после его подвигов в «Барселоне» были очень высоки. Давление только усиливалось из-за присутствия на тренерской скамейке Диего Марадоны – человека, с которым постоянно сравнивали Лео.
Фернандо Синьорини был фитнесс-тренером Марадоны с 1983 по 1994 года, а в Южной Африке – членом его тренерского штаба. Именно тогда он близко работал с Месси.
«У него были прекрасные взаимоотношения с Диего, – с улыбкой рассказывает Синьорини Goal. – Они были словно профессор и его студент».
«Эти двое обожали друг друга, будто смотрели сами на себя в зеркало. Диего видел в Лео своего преемника, а Месси – человека, который добился невероятных высот и был за это любим».
А вот внутри раздевалки между ними было не особо много общего.
«Как только Лео переступал ее черту, он становился сгустком сконцентрированности. Месси не особо выражает эмоции, когда счастлив – если только дело не касается шедеврального гола», –вспоминает Синьорини.
«Это несколько странно, но нормально. Таков у него характер. У Месси нет той дикой необузданности Диего, но было очень интересно посмотреть, как легко он плавает в таких бурных водах».
Несмотря на все свои свершения за четыре года между двумя чемпионатами мира, Месси не стал ни на чуточку громче в раздевалке.
«Я думаю, что среди всех величайших игроков в истории футбола – а Лео один из них – он самый странный и самый интересный, ведь казалось, что Месси живет абсолютно отдельно от всего.
«Действительно, люди обычно не показывают свои необузданные эмоции, но как минимум снаружи он был похож на спокойное озеро, внутри которого кипящий вулкан».
Этот вулкан, однако, никогда не извергался. Месси была отведена центральная роль при поддержке Карлоса Тевеса, Гонсало Игуаина, Анхеля Ди Марии и Хуана Себастьяна Верона. Он приложился ко множеству голов, но сам не забил ни разу.
«Действительно, в Южной Африке Лео не забивал, но я уверен, что в плане моментов он эволюционировал. Я думаю, у него было 6-8 моментов, но по различным причинам они не стали голами», –настаивает Синьорини.
Аргентина легко вышла из проходной группы с Нигерией, Южной Кореей и Грецией, затем спокойно расправилась с Мексикой. А дальше ее ждала Германия. Снова.
«У той команды был недостаток – большая часть состава была очень молодой. А когда ты на Чемпионате мира встречаешься против такой сильной и опытной команды, как Германия, это оченьбольшой недостаток. Вот так все обстояло».
Путь молодой и нацеленной наатаку команды Марадоны был безжалостно прерван Германией Йоахима Лёва, котораяи сама надеялась на победу на Чемпионате мира. История Месси на том мундиале казалась недосказанной.
«Я думаю, что на ЧМ-2010 Лео сделал очередной шаг к тому, чтобы считаться одним из лучших игроков в истории футбола. Но он все еще был очень молод – тогда ему было только 23. У Лео было еще недостаточно опыта – прямо как у Марадоны на ЧМ-1982.
«Мы постоянно ожидали от него волшебства, но понимали, что тесто еще сыровато».
2014
Месси уже тогда считался многими лучшим игроком в истории футбола – настолько сильно он прибавил за эти четыре года на клубном уровне. Победа на Чемпионате мира должна была убедить тех, кто в этом еще сомневался.
«Мы знали, что Кубок мира в 2014 году должен стать кубком Лео и остальной команды, потому что теперь они были на четыре года старше, имели больше бесценного опыта», – говорит Синьорини.
Это должен был быть турнир Месси, но он продолжал оставаться молчаливым лидером.
«Он не любит выступать публично, он довольно застенчив, – рассказывает Goal Хулиан Камино, член тренерского штаба Алехандро Сабельи. – Месси позировал для множества фото и дал несчетное количество автографов, и я думаю, это его смущало. Но на поле он был великим игроком, всегда вовлеченным в игру. Он – лучший в мире, и мог выиграть матч благодаря штрафному удару или меткому выстрелу из-за штрафной – и мы это увидели в 2014».
Именно это Лео и продемонстрировал. Прекрасный гол Боснии после сольного прохода, разбитые сердца иранцев из-за чудо гола Месси на последних минутах и дубль в тяжелейшем матче против Нигерии.
Аргентина не выглядела до конца убедительно, а Месси выглядел. Капитан подавал всем пример и помогал подтягиваться ко своему уровню.
«Кто бы не послушался лучшего игрока мира», – вопрошает Камино.
«Конечно же, Аргентина должна была выглядеть соответствующе, ведь за нее играл лучший футболист мира. Они должны были дать ему все – лучшие поля, лучшую подготовку, лучшую одежду – чтобы лучший футболист мира и другие игроки могли думать только о футболе».
В 2006 Лео играл мало из-за неопытности, в 2010 провел на поле каждую минуту, но команда была несбалансированной, а вот в 2014 – находился на пике своих сил, а команда использовала его сильные стороны.
«Мы выпускали Месси справа, потому что когда он смещался в центр, перед ним открывались целые ворота. Он мог пробить или же отдать на центрфорварда»,– говорит Камино.
«Сабелья использовал еще одного или двух нападающих, такчто соперники не могли опекать Месси слишком плотно и он получал много свободы на правом фланге».
Тем не менее, в плей-офф все стало сложнее как для Лео, так и для Аргентины в целом. Против Швейцарии понадобился экстра-тайм, судьбу встречи с Бельгией решил ранний гол Игуаина, а чтобы пройти Нидерланды в полуфинале, понадобились геройства Серхио Ромеро в серии пенальти. После сухой ничьей в основное время нынешний кипер «Манчестер Юнайтед» справился с двумя ударами в серии.
Без особого блеска, но Аргентина добралась до финала, а Месси оказался на грани бессмертия.
«Самое яркое воспоминание от той победы над Нидерландами– это то, как кричал и плакал Месси, – говорит Камино. – В такой момент ты понимаешь, что значит для игроков футболка Аргентины. Это отпечаталось в моей памяти, потому что тогда мы все обнимали друг друга в раздевалке и кричали, что Аргентина сыграет в финале Чемпионата мира. Многие очень долго об этом мечтали».
Пока Аргентина рубилась с Нидерландами, в другом полуфинале немцы уничтожили Бразилию 7:1. Так что в финале аргентинцев ждала Германия. Снова.
Игуаин допустил невероятный промах в начале матча, но и Месси во втором тайме пробил мимо. После 90 напряженных и безголевых минут последовал экстра-тайм.
Аргентинцы собрались вместе. Телезрители видели, как Хавьер Маскерано подбадривал команду. Не Месси. Капитан был вне этого, он находился в той зоне концентрации, о которой так много говорил Синьорини.
«Нет-нет, это никоим образом не отображает его роль в команде, – уверяет Камино. – Мы играли в финале, тут у нас выдался перерыв и Лео концентрировался. Но это не значит, что он не лидер лишь потому, что не участвовал в той беседе.
«У лидерства Маскерано и Месси просто разная природа. Возможно, Хавьер больше разговаривает, но и Лео со своим присутствием очень хороший лидер».
Самое известное фото Месси в тот день, а может и за все время, еще не было сделано. В те мучительные минуты, которые разделяли гол Марио Гётце и поднятием Кубка над головой у немцев, Лео бросил обреченный взгляд на трофей, который мог достаться ему. Он стоял и мучительно смотрел на вожделенный трофей, от которого его разделяли считанные метры.
«После поражения Лео был очень грустен, – вспоминает Камино. – Он показал, что мы могли выиграть Чемпионат мира. Это был один из лучших матчей Аргентины, у нас было три отличных момента, чтобы забить, а Германия использовала единственный. Мы совсем немного не дотянулись до трофея.
«И не только Месси. Все мы – игроки, тренерский штаб – мы могли только украдкой смотреть на трофей… Он был так близок, и от победы нас отделила самая малость».
Станет ли то фото квинтэссенцией отношений Месси и Кубка Мира, а то и всей карьеры Лео? Совсем скоро погоня продолжится в России...
